Известная своей любовью к часам, изготовленным с применением различных ремесленных техник, компания Vacheron Constantin пополнила коллекцию Métiers d’Art тремя изумительными новинками, которые совсем недавно были представлены на часовом салоне в Гон Конге.
Компанию Vacheron Constantin можно сравнить с талантливым дирижером, который виртуозно управляет музыкантами своего оркестра, создавая совершенную визуальную симфонию. Vacheron Constantin – одна из тех редких часовых мануфактур, которые не только увековечивают в своих часах художественные промыслы западной и восточной традиций, но и выступает в роли хранителя этих традиций за пределами часового мира.
За два с половиной века существования швейцарская мануфактура, похоже, нашла волшебную формулу, которая дает возможность сочетать безукоризненное техническое исполнение, изысканную финишную отделку и творческий потенциал мастеров бренда, так сказать, в правильных пропорциях. Выпуск коллекции Métiers d’Art открыл Vacheron Constantin новые горизонты. Каждый экземпляр коллекции демонстрирует самостоятельную ценность художественных промыслов, целесообразность их использования и потрясающую преображающую силу. Искусное смешение разных видов ремесел превращает классические швейцарские часы в настоящее произведение искусства. Часы Métiers d’Art стали площадкой для реализации творческого потенциала мастеров мануфактуры и позволили раскрыть современность и актуальность таких, казалось бы, устаревших ремесленных техник, как гильоширование, эмаль и гравировка, гармонично, а также соединить типично «часовые» техники декорирования с такими необычными для часового искусства техниками, как деревянная мозаика.
Три новинки от Vacheron Constantin приводятся в движение эксклюзивным калибром, оснащенным бесстрелочной системой считывания показаний. На циферблате часов представлены дикие животные в их естественной среде обитания. Невероятно натуралистичная графика изображений – это результат совместного творчества сразу нескольких мастеров-ремесленников, каждый из которых в совершенстве владеет своим ремеслом.
Палитра красок в деревянной мозаике складывается из различных пород дерева, которые либо окрашиваются, либо подвергаются легкому обжигу. Характерный рисунок той или иной породы дерева также определяет колористику будущей мозаики. Собранные в единую композицию кусочки полируются, покрываются лаком и только после этого переносятся на основу в виде золотой пластины. Для создания серии часов Eloge de la nature мастера Vacheron Constantin выбрали орех, тюльпанное дерево и каштан.
На циферблате второй модели изображены более хрупкие и нежные существа. Две грациозные серны скачут вниз по склону, резвясь среди скал и заснеженных долин. Густой мех благородных животных подчеркивает их горделивая осанка. Чутко улавливая каждый шорох, серны демонстрируют себя во все красе, поражая воображение реалистичностью.
Деревянная мозаика на заднем плане создает очень поэтичный фон. Пастельные тона здесь смешаны с ослепительной белизной и коричневато-бежевыми оттенками, создающими эффект теней. 130 кусочков деревянного пазла сложились в изумительную альпийскую фреску, утонченную и буквально пропитанную светом.
Искусство деревянной мозаики в немалой степени зависит не только от подбора древесных пород, но и от чуткости художника, его умения скомпоновать рисунок прожилок таким образом, чтобы конечный результат отвечал его задумке. В этой модели крутизна горного склона подчеркивается при помощи рисунка, прожилки на котором направлены вниз. Каждый кусочек вырезается при помощи маленькой пилки, жестом, требующим предельной точности. Малейшая небрежность в движениях грозит необходимостью начинать всю работу с нуля.
Во время работы над этой моделью гравер, гильошировщик и эмальер по очереди сменяли друг друга, и каждый из них вносил свой вклад в создание композиции циферблата. На пластине из розового золота выгравированы два журавля взмывающие над водной гладью гильошированных волн, подчеркнутых прозрачной эмалью Grand Feu. Журавль – один из самых популярных мотивов в азиатской иконогорафии. В стране Восходящего солнца это животное из семейства аистообразных считается предводителем всех птиц и символом мудрости и долгой жизни.
Перья, стройные ноги, длинные гибкие шеи – каждая деталь композиции настолько точна, что, кажется, чувствуешь шум крыльев пернатых. Играя с объемами и переливами света, полированной и матовой текстурой, гравер стремился создать ощущение реального полета двух красивых птиц. И это у него получилось. На создание трехмерного изображения журавлей граверу потребовалось две недели.
За кажущейся простотой мотива гильоше, который изображает водную гладь, кроются долгие скрупулезные расчеты точности жеста. Циферблат этой модели был особенно сложен в обработке: мастеру нужно было учитывать особую текстуру выемчатой эмали и не задеть при работе апертур с часовыми индикациями. Узор гильоше покрыт эмалью Grand Feu изумительного оттенка электрик. В современном часовом деле этой великолепной женевской техникой владеют единицы, настоящие алхимики искусства эмали. Цветные пигменты смешиваются вручную и спекаются при температуре 800 – 900 градусов, затем происходит глянцевание, придающее изделию прозрачность и характерный блеск. Что получится в итоге, можно узнать только на последнем этапе производства. Это искусство, наряду с другими художественными промыслами, не терпит неряшливости и неточности. Нерадивому эмальеру, как правило, приходится начинать всю процедуру заново.