По случаю 300-летнего юбилея Ecole Française de Danse, бренд Vacheron Constantin снимает покров тайны с первых моделей уникальной коллекции Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse. При изготовлении этих часов мастера обратились к старинной технике эмали под названием гризайль, чтобы через картины Эдгара Дега показать миру всю прелесть классического балетного искусства.
Став покровителем Парижской национальной оперы в 2007 году, дом Vacheron Constantin дарит ремесленным традициям Высокого часового искусства (фр. Métiers d’Art) особенно вдохновляющую сцену. Этот проект, объединяющий время, искусство и культуру воспевает принципы, на которых марка была основана в 1755 году: творчество, открытость новым идеям, любовь к часовому искусству, преемственность поколений и стремление к совершенству.
Опера и балет – это миры, в которых человек, его талант и индивидуальность являются душой произведения искусства. Дом Vacheron Constantin, как и Парижская национальная опера, рождает искусство точности, обновления и покорения сердец. Искусство, овладение которым воспето множеством людей и профессий. В часовом деле, как и в искусстве танца, творчество – это прерогатива человека и питается оно самой жизнью богатой встречами и знаниями, увековеченными в опыте последующих поколений. Время не властно над этими мирами, в которых царят постоянное стремление к совершенству, смелые нововведения и всепоглощающая страсть.
Вслед за серией, вдохновленной фресками Марка Шагала, которые украшают своды Оперы Гарнье, компания Vacheron Constantin в очередной раз продемонстрировала великолепное владение старинными видами декоративного искусства. Три эксклюзивных модели коллекции Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse будут представлены публике на праздничном вечере, посвященном 300-летию Французской Школы Танца, 15 апреля в Опере Гарнье. На часах при помощи старинной техники горячей эмали гризайль воспроизведены копии работ Эдгара Дега, в которых отражено умение художника запечатлеть на холсте изящество жестов балетных танцовщиц.
Métiers D’art Hommage à l’art de la Danse «Танцевальный класс» Поймать движение и заставить время танцевать
Métiers D’art Hommage à l’art de la Danse «Танцевальный класс» Первые модели часов Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse воплотили в себе магию и алхимию трех видов искусств: искусства балерины, эмальера и часового мастера. Эта магия воспета в технике горячей эмали, всеми секретами которой на сегодняшний день владеют в совершенстве лишь самые искусные мастера. Полностью изготовленные в мастерских мануфактуры Vacheron Constantin циферблаты словно соперничают друг с другом в изяществе и неподвластной времени элегантности.
В корпусе из белого золота любимые художником балерины грациозно движутся под хороводом стрелок. Источником вдохновения эмальера послужили три картины: «Балетный класс Оперы на улице Пельтье», 1874 года, «Репетиция», 1873 года и «Балерины на сцене», 1874 года. Выбор картин – результат долгого поиска, в этих работах показаны три важнейших этапа в жизни балерины: учение, практика и выступление на сцене.
Métiers D’art Hommage à l’art de la Danse «Репетиция» Искусно выполненная эмаль передает мельчайшие жесты персонажей: малейшую складку на пачке, воздушное кружево декольте, бархатную мягкость ленты, обвивающей шею танцовщицы, нежность лепестков в волосах девушек, невесомость тюля и муслина… Танцовщицы движутся по деревянному паркету, на котором вырисовываются их тени и отражается свет. Подражая великому Дега, мастер Vacheron Constantin смог, используя игру света и тени, передать волнующую прелесть мгновения, жесты, позы и перспективу, которая под рукой мастера обрела потрясающую реалистичность.
Обычно гризайль наносится поверх черной эмали, но художник Vacheron Constantin остановил свой выбор на прозрачной базовой эмали коричневого цвета, которая позволила придать изображению объем и привнесла в картину мягкость линий. После нанесения эмали, художник добавил белую лиможскую краску, которую осторожно наносил при помощи игл, очень тонких кисточек и даже кактусовых колючек, чтобы приглушить оттенки и немного поиграть с переливами цвета.
Métiers D’art Hommage à l’art de la Danse «Балерины на сцене» Редкие сегодня лиможсие белила – это смесь масла и пудры тончайшего помола. Сам по себе материал крайне сложен в работе и требует от художника интуитивной чувствительности. Каждый слой проходит стадию обжига в печи, время которого выверено до секунды. В процессе обработки эмаль меняется, становится ярче и плотнее. Время отправки в печь тщательно рассчитывается в зависимости от вида и количества нанесенного материала, а длительность обжига – это коммерческая тайна мастерской художника. Последний, кстати, ловко жонглирует целой гаммой разнообразных оттенков серого, который как нельзя лучше подходит для портретного искусства, позволяя художнику передать все нюансы мимики и жеста.
Подчеркнутая лаконичным корпусом 40 мм в диаметре, тщательно отполированная, эмаль часов Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse полностью выполнена вручную с надлежащим терпением, скрупулезностью и внимательностью. Эта древняя техника в духе традиций Кабинотье, таких близких основателям компании Vacheron Constantin не прибегая ни к ярким краскам, ни к дополнительным материалам создает объемное изображение, на котором каждая складка на костюме балерины выглядит, как настоящая. Музыка, под которую танцуют прелестницы – это мерное тиканье механизма калибра 2460, полностью спроектированного и выполненного мастерами бренда Vacheron Constantin. Этот шедевр заслуживает особенного облачения: механизм часов не только исключительно надежен, но и украшен необычной отделкой, выполненной в лучших традициях женевского часового искусства.
Часы Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse отвечают всем требованиям Женевского Клейма. Утвержденное Верховным Советом Республики и Кантоном Женева в 1886 году, Клеймо является гарантией подлинности, качества изготовления, долговечности и мастерства. Этот знак качества не имеющий аналогов в мире с 2011 года присваивается не только калибру, но и часам в целом. Бренд Vacheron Constantin, чьи модели традиционно отмечены Женевским Клеймом, и сегодня отвечает требованиям все более и более искушенной публики.
История эмали гризайль
Впервые техника гризайль была упомянута в Трактате Монаха Теофилия « De Diversis Artibus », датируемом примерно 9-12 вв. Вплоть до 14 века гризайль была коричневого, вернее красно-коричневого, почти черного цвета в зависимости от толщины обрабатываемого слоя. Начиная с 15 века наряду с рыжей, красной и черной гризайлью появляются эмали с диковинными названиями «сангвина на стекле» и «цвет дерева». Изготавливались эмали стекольщиками, а рецепты изготовления передавались из поколения в поколение.
Ecole française de danse
11 января 1713 года король Людовик подписал указ о создании первой школы танца. С изданием этого документа были заложены основы французской школы танца. Интерес к развитию танцевального искусства возник в 1661 году, когда придворная балетная труппа была крайне популярна. По примеру Национальной академии скульптуры и живописи, французский монарх создает Королевскую академию танца, которая возвела танец в ранг искусства. Так были заложены основы методики преподавания танцевального мастерства. В этот период балетмейстер Парижской оперы Пьер Бошан, прославленный танцовщик и директор Академии танца с 1680 года, вырабатывает принципы балетного искусства. В частности, знаменитые балетные позиции – его изобретение. Факт существования школы был закреплен в том же 1713 году.
С этих пор парижская школа танца и Национальная опера Парижа существуют, как единое целое, в две руки прописывая историю танца на протяжении трехсот лет. Французская школа танца – единственная школа, в которой 95% танцоров и солистов кордебалета – выпускники балетной школы Парижской оперы.
Эдгар Дега и балерины
Нет никаких сомнений в том, что в своих работах, посвященных балеринам, Дега стремился проникнуть в тайну движения. Ведь это основа самой жизни. Художника часто относили к импрессионистам, что не мешало ему проявлять живой интерес к гравюре и скульптуре и пробовать себя в разных техниках. Среди них рисунок углем и пастель, смешанная с гуашью и акварелью, монотипы, выполненные мелом или ляпис-лазурью, фотография в технике бромомасляной печати. Художник во всем, Дега в своих работах пытался при помощи разных техник и постоянных экспериментов «поймать» свет и движение. Он один из немногих, кто в своих работах проявлял творческую раскрепощенность. Художник не переставал искать новые способы выражения прекрасного, как это делают сегодня мастера бренда Vacheron Constantin и артисты Парижской оперы.
Искусство Эдгара Дега, в частности его балетная серия демонстрируют насколько виртуозно художник умел уловить последовательность движений, жестов, выражения лиц. Он широко использовал округленные наброски, крупные планы, сходящуюся и расходящуюся перспективу, резкие контрасты, вариации на тему расположения предмета против света. В работах художника часто встречается мотив пола, залитого светом, который мастерски повторен в часах Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse. Художник тщательно прорисовывал источники света, не оставляя без внимания даже блики от балетного станка на лицах балерин. Чтобы запечатлеть на холсте жест, позу, луч света, художник бесстрашно режет и разбивает пространство. В 1919 году Жак-Эмиль Бланш, зная о преданности Дега некоторым классическим правилам и видя его стремление экспериментировать, сказал о художнике следующее: «Он соорудил мост между двумя эпохами; он объединил прошлое с самым, что ни на есть, настоящим».
Часы Métiers d’Art Hommage à l’Art de la Danse рождают связь между прошлым и настоящим. Они объединяют искусство и людей, опыт и креативность. Эмаль в технике гризайль дарит возможность прикоснуться к творению великого художника, повторив шедевры изобразительного искусства в мельчайших деталях. Оттенки эмали от коричневого до белого отсылают нас к искусству фотографии, которым так восхищался Эдгар Дега.