На этой неделе, 4 марта, свой 26-й день рождения отметил автомобильный бренд Smart. Причем здесь швейцарские часы? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно заглянуть в историю компании.
Оказывается, основатель Swatch Group Николас Хайек давно вынашивал идею создать приспособленную к узким европейским улочкам экологичную и близкую к народу малолитражку. Откуда вдруг такие мысли? Все просто. Помимо продажи швейцарских часов Хайек-старший активно занимался разработкой альтернативных двигателей и солнечных батарей.
Николас Хайек был известен своей привычкой носить на руках сразу несколько часов Вот только за благородную идею часовщику пришлось побороться. Понимая, что без партнера в автомобильной отрасли ему делать нечего, Хайек стал стучаться в двери к крупнейшим автопроизводителям, и поначалу терпел одну неудачу за другой.
Сначала в 1993 году распался тандем Swatch с Volkswagen. Причин тому было две: миллиардные убытки Volkswagen и их собственная малолитражка VW Lupo 3L, которая вот-вот должна была появиться на свет.
Smart Crossblade, 2002 год После неудачи с Volkswagen категоричное «нет» Николасу Хайеку пришлось выслушать от BMW, FIAT, General Motors и Renault. И только в Daimler-Benz AG идею швейцарца посчитали перспективной и согласились разделить с амбициозным часовщиком все предстоящие расходы.
4 марта 1994 года на пресс-конференции в штаб-квартире Mercedes-Benz в Штутгарте новоявленные партнеры заявили о создании совместного предприятия под названием Micro Compact Car AG (MCC), которое и должно было разработать и создать максимально экологичный и компактный городской автомобиль нового образца. За проектирование автомобиля и строительство будущего завода по его производству отвечали немцы и подразделение MCC – MCC GmbH, базировавшееся в Штутгарте. Разработку дизайна и гибридной трансмиссии взяли на себя швейцарцы и другое дочернее предприятие MCC – SMH Auto SA. Финансовую нагрузку партнеры разделили почти поровну: 49% уставного капитала принадлежали Swatch Group, 51% - Daimler-Benz.
Smart Roadster Интересно, что в рамках мартовской конференции в Штутгарте публике были представлены два концепт-кара, дизайн которых разработала калифорнийская дизайн-студия Mercedes-Benz.
Что касается названия будущей автоновинки, предложенные Николасом Хайеком Swatchmobile и Swatch Car, к сожалению, не прижились. Вместо них на свет появилась аббревиатура Smart, которая и закрепилась за первым прототипом, показанным осенью 1995 года на автосалоне во Франкфурте. Да, это именно аббревиатура (S – Swatch, M – Mercedes и всем понятное «art»).
Smart Fortwo Passion Automatic, 2016 год Еще до запуска в продажу, в июне 1996 года, дизайн компактного автомобиля Smart был отмечен «Europaischen Design-Preis» в Маастрихте (Нидерланды). Через год Daimler-Benz открывает в Берлине завод по производству двигателей для Smart. Производство и предварительная продажа автомобиля стартуют в июле 1998 года.
Smart City Coupe 1998 года выпуска Собственно, на этом участие Swatch Group в Smart-эпопее заканчивается. Как это часто бывает, у партнеров просто разошлись взгляды на то, каким должен быть новый автомобиль. Хайек-старший стремился воплотить в жизнь экологичный и народный концепт, тогда как на выходе получалось нечто модное и неоправданно дорогое. С гибридным двигателем от швейцарцев не сложилось, и к началу производственного цикла у Swatch Group было всего 19% активов MCC, с которыми Николас Хайек благополучно распрощался в октябре 1998 года.
Smart EQ Fortwo «Edition One» Coupe, 2020 год На сегодняшний день Smart так и не стал прибыльным автомобилем, хотя продажи концепт-кара налажены в 46 странах по всему миру. Год назад появились слухи о том, что компания Daimler собирается закрыть марку из-за убыточности. В США с 2017 года продаются только электрокары под брендом Smart. То же самое с этого года ждет европейский рынок. Однако ситуацию, похоже, не спасает даже перевод всех моделей бренда на электродвигатели.