Часовая мануфактура Jaeger-LeCoultre – одна из тех редких мануфактур, которая заботится о сохранении искусства эмали и ручной гравировки. И та и другая декоративная техника использована в новых часах Reverso с миниатюрами Альфонса Мухи. В серию вошли 3 модели с миниатюрами «Les Saisons» (1896), выпущенные лимитированным тиражом по 8 экземпляров каждая.
На лицевой стороне часов выполнен узор гильоше. В работе мастер использовал столетний станок, требующий сложнейших умений. Здесь циферблат украшен классическим мотивом «солнечные лучи», всю красоту которого помогает раскрыть прозрачная эмаль шоколадно-коричневого, кофейного или синего цветов. Во всех трех случаях мастера потратили часы на поиски оттенка, который бы идеально гармонировал с рисунком на обороте часов.
Рисунок выполнен эмалью в технике миниатюрной живописи. Главная трудность в этой работе заключалась в том, чтобы воспроизвести полотно площадью более 1 м на крохотном пятачке 3 см2.
Перед мастером стояла задача, имея в наличии ограниченное количество цветов, максимально достоверно воспроизвести всю палитру оттенков, использованных Альфонсом Мухой. По сути, он должен был каждый раз предугадывать конечный цвет, так как использовал в работе более темные оттенки, на глубину и яркость которых неизбежно влияют защитные слои эмали.
К примеру, весну Муха персонифицировал в образе молодой женщины со светлыми волосами, одетой в белое платье и стоящей под цветущим деревом. Немало попыток у мастера ушло на то, чтобы запечатлеть струящуюся ткань платья и сделать это вопреки защитным слоям эмали, которые лишают рисунок спонтанности. С той же тщательностью были прорисованы и мелкие детали, такие, как цветы в волосах девушки-весны, птицы или сам фон рисунка.
В каждой модели миниатюра очерчена рамкой, которая вручную украшена гравировкой. Здесь сложность заключается в том, что гравировка выполняется по завершении работы с эмалью. Т.е. гравировщик должен работать с готовой миниатюрой так, чтобы не испортить ее. В целом на работу с одним экземпляром уходило более 100 часов, 70 из которых занимала работа с эмальерной миниатюрой и 30 работа с гравировкой.
Нюансы работы с горячей эмалью
Прежде чем приступить к выполнению рисунка, мастер-эмальер анализирует оригинальное полотно и делает уменьшенную копию рисунка с учетом размеров корпуса. Затем на металл несколько раз наносится базовый слой белой эмали, после чего эмаль плавится в печи при температуре 800°C. Подобно тому, как обычный художник работает с девственно чистым холстом, эмальер выполняет эскиз на этом слое белой эмали.
Чтобы добиться нужной цветовой палитры и рисунка, эмалевый порошок наносят на основу в несколько слоев. Каждый из слоев подвергается отдельной процедуре обжига, при этом конечный оттенок проявляется только по завершении обжига. Это требует от мастера идеального знания той цветовой палитры, с которой ему приходится работать.
Чтобы защитить полученный рисунок, сверху наносится 6-8 защитных слоев эмали. Каждый слой обжигается отдельно. Эта техника носит название женевской техники. Одни часы требуют минимум 15 этапов обжига, а иногда и больше. На заключительном этапе эмаль и металл полируются мастером вручную.
Каждая из моделей серии представлена в корпусе 45,5 х 27,4 х 9,7 мм (белое/желтое золото). Внутри корпуса установлен калибр 822A/2, оснащенный ручным подзаводом.