24 часа Ле Мана – это nec plus ultra в мире гонок на выносливость. С 1923 года, во французском суточном автомарафоне всегда побеждали те команды, которые умели находить компромисс между выносливостью и усталостью, надежностью и скоростью автомобиля, всепоглощающей любовью к спорту, твердой решимостью и яростным желанием победить.
Сохранять предельную концентрацию внимания целые сутки – тяжело, еще тяжелее преодолеть расстояние более 5 000 км, чтобы обеспечить себе шанс на победу. Но награда за такие титанические усилия стоит того: модель Rolex Cosmograph Daytona со специальной гравировкой заняла особое место в спортивной истории человечества.
Только здесь наблюдается потрясающий симбиоз страсти, таланта и выдающихся личностей. Только здесь по венам бежит столько адреналина, что сердце может не выдержать.
На протяжении десятилетий 24-часовая гонка, в которой соревновались европейские, американские и азиатские марки, укрепляла патриотизм автолюбителей по всему миру. Конструкторы используют знаменитое ралли, как удобную площадку, на которой можно представить свои последние инновации и стратегические наработки. Каждый год заезд в районе Ле Мана привлекает к себе по меньшей мере 250 000 зрителей, очарованных особой соревновательной атмосферой, зрелищностью, престижем и мощной аурой гонки, наполненной страстью, множеством неожиданных поворотов и курьезных историй. Это экстраординарное испытание на прочность занимает особое место в истории международного автоспорта, привлекая в ряды страстных поклонников гонок миллионы людей.
Старейшая 24-часовая гонка в мире проводится на трассе Сарта, которая в среде гонщиков получила название «24-часовая трасса». Проложенная по дорогам общего пользования и частично по специально построенным участкам, гоночная магистраль длиной 13,629 км расположена на юге Франции. В настоящее время «Сарта» является одним из самых скоростных маршрутов в мире: максимальная скорость прототипов здесь приближается к отметке 340 км/час. Новейшие достижения в области автотехники и аэродинамики, которые в этой части рынка демонстрируются едва ли не каждый год, позволяют командам постоянно расширять существующие границы скорости и дальности заезда. К слову, действующий рекорд дальности – 5 410 км – был установлен в 2010 году. Другое название гонки «Гран-при выносливости и экономичности» вполне оправдывает себя: команды должны продержаться на трассе 24 часа без механических повреждений, что заставляет участников максимально рационально расходовать имеющиеся ресурсы (топливо, шины, тормозные колодки).
24 часа Ле Мана – настоящий бриллиант в тройке международных автомобильных соревнований на выносливость, проходящих под патронатом Rolex. Североамериканский аналог французской гонки, ралли «24 часа Дайтоны» спонсируется компанией с 1992 года. Rolex также выступает Хронометристом автомарафона «12 часов Себринга».
Согласно действующим правилам соревнования, участвующим в гонке автомобилем должны поочередно управлять не менее трех пилотов, каждый из которых должен продемонстрировать предельную концентрацию внимания и точность движений. Малейшая ошибка в оценке ситуации, малейшее отклонение от заданного маршрута, крохотный просчет при торможении или обгоне – все это может иметь катастрофические последствия. Особая нагрузка ложится на механиков, которые во время коротких пит-стопах должны так поколдовать над «уставшей» машиной, чтобы она оставалась на ходу максимально длительное время, покрыв перед встречей с финишным флажком наибольшее расстояние.
Хотя участники «24 часа Ле Мана» испытываются прежде всего на выносливость, главенство скорости в соревновании никто не отменял. В 70-х годах самые скоростные гонщики Сарты подобрались к отметке 400 км/ч, поэтому неудивительно, что на протяжении всей истории гонки в приоритете у организаторов была безопасность пилотов и зрителей. Из соображений безопасности технические характеристики трассы и автомобилей неоднократно претерпевали изменения, повлекшие за собой ограничение скоростей и уменьшение мощности моторов.
Рассказ о старейшей в мире гонке на выносливость будет неполным без хотя бы краткого представления организатора легендарного ралли. Основанный в 1906 году Западный автомобильный клуб (ACO) является самым большим автоклубом во Франции и одним из самых важных действующих лиц в мировом автоспорте. Помимо организации гонок, сфера деятельности клуба включает такие вопросы, как строительство, обслуживание и ремонт дорог, аттестация автошкол и дорожная безопасность, а также внедрение инновационных технологий при строительстве автомобилей. Первое автомобильное Гран-при при поддержке ACO было проведено уже в год его основания, а в мае 1923 года состоялась первая гонка «24 часа Ле Мана». Во многом благодаря тем ценностям, на которых строится деятельность компании, французское ралли и сегодня не теряет своей актуальности. Спортивный дух, самоотверженность, стремление к совершенству и постоянное внедрение технических инноваций – все эти принципы близки и давнему партнеру ACO, компании Rolex.
Ралли «24 часа Ле Мана» стартует уже в эту субботу. Сегодня поклонников французского автомарафона ожидает автограф сессия с пилотами.
1923 год: Первая гонка «24 часа Ле Мана» состоялась 26-27 мая. Из 33 стартовавших машин только 3 сошли с дистанции. Победителями стали французы Андре Лагаш (André Lagache) и Рене Леонар (René Léonard), преодолевшие 128 кругов (более 2 209 км) со средней скоростью 92,06 км/час. По сложившейся традиции ралли проводится в июне. Исключения были только в 1956 году, когда гонку перенесли на июль, и 1968 году, когда из-за нестабильной политической ситуации в стране решено было провести ралли в сентябре.
1955 год: первая крупная трагедия на трассе. Неожиданное столкновение француза Пьера Левега с британцем Лансом Маклином в первые часы гонки. Машина Левега сходит с дистанции и взрывается прямо в толпе зрителей. Жертвами той автокатастрофы стали около 80 человек, более сотни получили ранения. Одна из самых страшных в истории спорта аварий заставит организаторов соревнования пересмотреть правила безопасности во время проведения гонок.
1966 год: непобедимая команда Ferrari, одержавшая 6 побед подряд, терпит сенсационное поражение. Триумфатором соревнования становится команда Ford: 2 автомобиля марки финишируют практически одновременно. Поскольку регламентом гонки предусмотрено наличие только одного победителя, победа достается Форду № 2, преодолевшему расстояние на 20 метров больше.
1967 год: ралли впервые преодолевает рубеж в 300 000 зрителей. Большая часть публики пришла посмотреть на противостояние команд Ford и Ferrari. Преодолев рекордную отметку в 5000 км победителями становятся американцы Дэн Гирни (Dan Gurney) и А.Дж. Фойт (A. J. Foyt), выступавшие на Ford GT40. Команда Shelby American Inc. финишировала за рулем Ford Mark IV. Этот же гоночный сезон подарил любителям автоспорта экстравагантную традицию устраивать душ из шампанского. После победного финиша в Ле Мане Гирни окатил хозяина своего счастливого Форда золотым дождем из Moet Chandon.
1970 год отмечен в истории гонки сразу двумя важными событиями. В этом году победителем ралли впервые становится автомобиль Porsche, который к победному финишу приводят немец Ганс Херманн (Hans Herrmann) и британец Ричард Этвуд (Richard Attwood). За следующие 28 лет Porsche одержит 15 побед. В этом же году проходят съемки знаменитого фильма «24 часа Ле Мана» со Стивом МакКуином в главной роли.
1971 год: организаторы решают отказаться от так называемого старта в стиле Ле Ман. Ранее пилоты перед стартом стояли на другой стороне дороги. По сигналу (взмах французского флага) участники должны были перебежать дорожное полотно, сесть в машину, завести ее и стартовать. С 1971 года, практикуется более безопасный вариант старта, когда водители заводят двигатель и стартуют, изначально сидя в машинах. В дальнейшем будет введена практика старта с хода, которая используется по сей день.
1982 год: бельгийский гонщик Жаки Икс (Jacky Ickx) одерживает 6-ую победу в карьере. Этот рекорд будет побит только в 2005 году, когда победителем ралли в 7-ой раз станет датчанин Том Кристенсен (Tom Kristensen).
1988 год: француз Роже Дорши, стартовавший за рулем WM Secateva P88, реализует самый быстрый круг, разогнавшись на прямой Юнодьер (Hunaudières) до 405 км/час. Через 2 года на этом участке протяженностью 5,8 км построят две шиканы (зигзага).
1997 год: дебют и первая победа Тома Кристенсена. Датчанин пересек финишную черту с преимуществом в один круг, находясь за рулем Joest Porsche TWR WSC-95.
1998 год: одержав 16-ую победу, Porsche становится самой титулованной маркой в истории гонки.
1999 год: француз Анри Пескароло (Henri Pescarolo), четырежды становившийся победителем гонки (1972-73-74-84 гг), завершает карьеру после рекордного для соревнования 33-го заезда.
2006 год: первый триумф автомобиля с дизельным двигателем. Победителем становится международный экипаж, состоящий из немцев Франка Бьела (Frank Biela), Марко Вернера (Marco Werner) и итальянца Эмануэля Пирро (Emanuele Pirro).
Заезд 2008 года отмечен 8-ой победой Тома Кристенсена и абсолютным рекордом времени прохождения круга, установленным на современной трассе ралли 13,629 км. Стартовавший четвертым, экипаж Peugeot 908 преодолел круг за 3’ 18’’ 513 при средней скорости 247,160 км/ч.
2012 год: поводом для оживленных разговоров стала победа гибридного автомобиля Audi R18 e-tron quattro под управлением швейцарца Марселя Фесслера (Marcel Fässler), немца Андре Лоттерера (André Lotterer) и француза Бенуа Трелюйера (Français Benoît Tréluyer).