Первая модель G-ShockОдним из самых успешных бизнес-направлений японского бренда Casio является выпуск часов. По данным на 2018 год часы дают компании 50% оборота и 90% прибыли. Флагманом столь успешного бизнеса безоговорочно признана часовая линейка G-Shock, что подтверждают и официальные цифры: культовые неубиваемые часы продвигаются через глобальную сеть G-Factory, которая насчитывает около 1300 специализированных магазинов по всему миру. Спрос на часы не утихает и через 37 лет после их создания. В одном только Facebook у G-Shock-ов фанатов больше, чем у Rolex. Несколько лет назад количество проданных по всему миру экземпляров перевалило за 100 млн. А ведь в самом начале создатель модели Кикуо Ибе и представить себе не мог, что его детище ждет без преувеличения мировая слава. Его целью было создать ударопрочные часы, которые смогли бы выдерживать любое физическое воздействие.
Легенду о создании G-Shock-ов любой уважающий себя фанат Casio знает, как таблицу умножения. В начале 80-х молодой инженер компании Кикуо Ибе, столкнувшись на улице со случайным прохожим, уронил и разбил любимые часы, подаренные ему отцом в честь поступления в среднюю школу. Был ли этот факт отправной точкой для начала разработки часов или Casio просто получила заказ на создание модели, которая бы выдерживала толчки, вибрацию и прочие неприятности, связанные с определенными профессиями, не столь важно. Так или иначе, в 1981 году руководство дало Ибе добро на разработку.
Кикуо ИбеПоначалу проект ударопрочных часов был не в числе первоочередных, и занимался им Ибе в свободное от основных обязанностей время. Планка у проектной команды была высокая – часы должны были отвечать правилу трех десяток: без потерь для внешнего вида и функциональности выдерживать падение с 10-метровой высоты, работать на одной батарейке 10 лет и гарантировать водозащиту 10 бар. Тесты для опытных образцов ввиду скромного финансирования коллеги Ибе вынуждены были организовывать самостоятельно. Вообще, по воспоминаниям Ибе прототипы G-Shock он тестировал всеми возможными способами, в том числе стоял на них, швырял через всю комнату и даже переезжал машиной. Самый известный факт из истории тех испытаний – чтобы проверить часы на «живучесть», их выбросили из окна мужской ванной комнаты, расположенной на 3-ем этаже научно-исследовательского центра Casio.
Вообще, прежде чем мечта Кикуо Ибе стала явью, ему пришлось испытать на прочность более 200 опытных образцов. Однако все было тщетно. Проект рисковал превратиться в громкую неудачу, когда Ибе, который к тому времени посвящал своей мечте едва ли не 24 часа в сутки, спасла случайность. Проходя мимо детской площадки, он увидел ребенка, который играл с баскетбольным мячом. Глядя на то, как мяч отскакивает от земли, Ибе придумал завернуть часы в несколько слоев резины. Такая защитная оболочка должна была принимать на себя весь удар, в то время как начинка, в нашем случае часы, оставалась нетронутой. Позже в многочисленных интервью Ибе вспоминал, что в процессе тестирования инженерная команда использовали нечто похожее на опутанный каучуковыми ремнями металлический мяч, который сбрасывали с 4-го этажа.
Надо ли говорить, что идея с резиновым (полимерным) амортизатором сработала на ура и легла в основу первой модели G-Shock (DW-5000C). К слову, в процессе поиска названия создатели легендарных часов не мудрствовали лукаво, оттолкнувшись от всем известной истории с яблоком, которое упало на голову Ньютону. Буква «G» в аббревиатуре означает не что иное, как «gravity», а слово «shock» как раз отражает идею неубиваемости часов.
Из восьми экземпляров первой модели, увидевших свет в 1983 году, сохранилось только 2. Узнать их можно по надписи Project Team «Tough», расположенной на циферблате прямо под цифровым дисплеем (отсылка к названию проекта). Сегодня это настоящий раритет, а Кикуо Ибе сетует, что не сохранил ни одного из 200 прототипов.
Что же обеспечивает легендарным G-Shock-ам их пресловутую неубиваемость? Во-первых, часы имеют корпус с вогнутой конструкцией, которая защищает кварцевый модуль от внешних воздействий.
Во-вторых, внутри корпуса механизм мягко поддерживает амортизирующий гелевый материал, а отдельные, особо важные его части, дополнительно защищены прокладочным материалом.
В-третьих, выпуклый безель покрыт уретановой резиной, которая обеспечивает надежную защитbr>у от всех возможных потрясений самым уязвимым частям корпуса - минеральному стеклу и кнопкам. При падении под любым углом, даже если вы упадете на часы плашмя, весь удар примет на себя безель, а не циферблат. Роль амортизатора также выполняет слой полимера между безелем и корпусом и, конечно же, ремешок, принимающий на себя удары, которые приходятся на переднюю часть часов. Он представляет собой превосходный пример оптимального соотношения жесткости и комфорта в носке.
Любопытно, что когда в 1996 году появились первые полностью металлические модели G-Shock (MRG-100 и MRG-110), чтобы сохранить амортизационные функции браслета, разработчики создали конструкцию со звеньями, которые сгибались внутрь.
Два прототипа первых металлических часов G-Shock и производственный экземплярПервые часы G-Shock получили стальной корпус и стальную завинчивающуюся крышку (редкий гость в современных версиях модели). План по водонепроницаемости команда Кикуо Ибе перевыполнила, заставив корпус выдерживать нагрузку до 20 бар (200 метров), а вот срок службы батареи, похоже, немного не дотянул до изначально заявленного. На просторах интернета можно найти информацию о том, что G-Shock DW-5000C позволяли себя эксплуатировать до 7 лет, что тоже в общем-то неплохо, учитывая тот факт, что батарейки в современных моделях G-Shock хватает на 1,5-2 года. За несколько десятилетий неувядающей популярности модели, конструкция G-Shock практически не изменилась, за исключением ряда небольших усовершенствований.

Интересно, что настоящую популярность у себя на родине в Японии G-Shock обрели только после того, как прославились за океаном. В 1984 году Casio презентовала часы в США. В рекламном ролике американцам показали игрока в хоккей, который использовал часы вместо шайбы. Суровый краш-тест G-Shock проходили, как говорится, без сучка без задоринки, продолжая идти как ни в чем не бывало. Посчитав такую рекламу не очень удачным маркетинговым ходом, группа журналистов решила проверить, насколько правдива рекламная картинка и сама сыграла с G-Shock-ами в хоккей. Результат - часы не просто выстояли, а вскоре еще и попали на вооружение американской армии, после чего продолжили завоевывать популярность по всему миру.
Изначально своей целевой аудиторией Кикуо Ибе считал сугубо тех людей, которым по работе приходится сталкиваться со сложными физическими условиями. В фокусе внимания мастера были спортсмены, полицейские и работяги всех мастей. По его собственному признанию, он никак не ожидал, что спустя годы его творение превратится из чисто утилитарного в практически универсальный стильный аксессуар, который будут покупать люди всех возрастов и профессий. Не оправдался и другой прогноз, связанный с G-Shock: Ибе пророчили, что его неубиваемые часы убьют весь часовой бизнес. В самом деле, если эти часы настолько выносливы, зачем покупать что-то еще, а главное, зачем покупать вторые такие суперчасы? Как показывает время, G-Shock не только не отправили в утиль механические часы, но и стали с ними в один ряд, превратившись в объект фанатичного коллекционирования. По словам нынешнего президента Casio Кадзухиро Касио, в коллекции одного из самых преданных поклонников G-Shock (к слову, японца) насчитывается 2000 моделей.
Когда Кикуо Ибе задали вопрос о том, какие 3 модели G-Shock он взял бы с собой на необитаемый остров, в его списке must take оказались грязеустойчивые Mudman GW-9300 с тройным датчиком измерения температуры, давления и высоты над уровнем моря, модель с функцией Bluetooth (любая) и самые первые часы G-Shock как призыв никогда не сдаваться. Господин Ибе действительно любит свое детище и бережно хранит у себя один из самых ранних экземпляров G-Shock. И дело здесь не только в традиционном «на память». Он надевает их всякий раз. когда поклонники просят его сфотографироваться с теми самыми первыми G-Shock-ами. А еще с удовольствием расписывается на ремешках фанатских часов, используя для этого одну из двух ручек с золотыми и серебряными чернилами, которые носит с собой в сумке.
Часы Casio G-Shock, которые носит Кикуо ИбеОблик современной линейки G-Shock определяет формула 50/50, где первые 50% - это модели с упором на концепцию ударопрочности и условно неизменным функционалом, а другие 50% - часы с акцентом на дизайн и современные технологии.
Сегодня Casio делает ставку на развитие смарт-часов. Строго говоря, часы Casio с самого начала обладали огромным “умным” потенциалом, так как предлагали гораздо больше, чем традиционная механика. Небольшой срок службы батареи компания компенсирует наличием в часах таких функций, которые предлагает не всякий производитель умных моделей. Так, с 2002 года G-Shock (правда, не все модели) способны заряжаться от солнца, а с 2009-го автоматически синхронизируют сигнал точного времени с 6 радиовышками в разных частях света. В 2011 году культовую модель снабдили технологией Bluetooth® Low Energy, которая усмирила неуемный аппетит Bluetooth® и обеспечила часам 2-летний срок работы в условиях ежедневного беспроводного подключения на протяжении до 12 часов. Еще через год G-Shock синхронизировали со смартфоном. Среди новинок 2020 года выделяется модель GBD-H1000 с оптическим датчиком пульса и целым набором фитнес-функций, которые позволяют создать индивидуальный сценарий тренировки.
В каком еще направлении будут развиваться легендарные G-Shock представить сложно, но кажется их создатель господин Ибе очень хотел, чтобы его часы вышли в открытый космос. А это значит, что в будущем нас, возможно, ожидают G-Shock корпусом из какого-нибудь hi-tech материала, который способен выдержать перепад температур от -250 до 250 градусов по Фаренгейту (от -121 до 121°C). По-крайней мере, по данным НАСА именно в таком диапазоне колеблется температура за бортом космического корабля.